Вашему вниманию предлагаем «Записки...», которые любезно предоставил нашему Интернет-ресурсу Иван Васильев. 100 лет назад они бы с пафосном назывались «Путешествие Ивана Васильева через всю РОССИЮ из Москвы до Владивостока, совершенное им самим в 2010 году на Главном поезде страны, с остановкой в городе Владивосток на 3 дня». Тогда это было бы поступком огромной значимости, да и сегодня совершить такое путешествие сможет не каждый. 2 недели свободного времени и довольно-таки приличная сумма в кармане и… желание – не просто прокатиться на поезде, а смотреть страну, ее природу, ее сегодняшний день, жизнь ее граждан. Пропустить через себя все это, познать и понять: какая она, РОССИЯ, сегодня - вот главный ее итог. И такая поездка нужна каждому патриоту нашей Родины. Надеюсь, представленный материал будет интересен многим.
Выражаю признательность автору «Заметок путешественника от сердца нашей Родины на Дальний Восток поездом «РОССИЯ».»
С уважением, admin!
И так, слово - Ивану Васильеву.
Часть 1.
Начинаю повествование о своём путешествии во Владивосток на поезде «РОССИЯ».
1-й день.
Поездку во Владивосток начал планировать в самом начале года. Уже тогда примерно было ясно, что выезжать из Москвы придется в начале марта. Так оно и получилось. Билеты взял заблаговременно, на Главный поезд страны - №002 Москва-Владивосток «РОССИЯ». Наступил день отправления. Я решил не злоупотреблять пищевыми запасами в дорогу - это позволит оценить, насколько нормально можно будет питаться в дороге на этом маршруте на данный момент. Во время предыдущей поездки из Москвы во Владивосток (сентябрь 2006 года) проблем с питанием у меня не было. Вечер 7 марта. Предпраздничный день. Вечер. На улицах Москвы немноголюдно. В метро относительно свободно. Еду до станции метро Комсомольская. Как правило, перед отъездом из Москвы с площади Трёх вокзалов, всегда захожу в универмаг Московский (напротив Ярославского вокзала) поужинать. У меня и моих друзей это стало традицией. Впрочем, и начальники поездов, как и проводники, не пренебрегают ею. За ужином можно совершенно неожиданно встретить кого-либо из коллег или вышестоящего руководства.
К стелле, установленной на Ярославском вокзале в честь 100-летия Транссиба, я подошёл примерно за 45 минут до отправления поезда. Нулевой километр Транссиба. «РОССИЮ» подали на 3-й путь за 30 минут до отправления. Сразу же началась посадка. Давно я не уезжал из Москвы с Ярославского вокзала. Вспомнились поездки на Архангельск и Северодвинск, а также тот дружный коллектив, с которым работал в составах пассажирского вагонного депо Москва-3.
У меня купейный вагон без услуг. Иду вдоль состава. Хвостовой вагон - с Дальневосточной дороги. Бело-сине-красный. У дальневосточников с окраской всё в порядке. Далее начинаются серо-красные вагоны в перемешку с бело-сине-красными. Плацкартные вагоны Московской дороги серо-красные, новые. Не их ли совсем недавно аттестовывали? Присматриваюсь далее. Не хотелось бы попасть в красно-серую унификацию... И, о радость! Мой вагон именно бело-сине-красный! Посадка на поезд «РОССИЯ» уже идет полным ходом. Очереди к проводнику не наблюдается. Показываю билет и документ, по которому он оформлен. В вагоне немноголюдно. И не удивительно: согласно моим дневным наблюдениям населённость не должна сильно превысить 50%. На полах приятные тёмно-зелёные ковровые дорожки. На окнах серые занавески с красными подхватами. На столах серые салфетки. Постельное бельё из плотной ткани строго белого цвета, без какой-либо символики. В моём купе пока никого нет. Располагаюсь. Чуть позже появляется попутчик. За 5 минут до отправления вагон проверяется проводником на наличие провожающих. Через какое-то время начинаю улавливать отдалённые звуки мелодии с улицы. Звукоизоляция в вагоне хорошая, мелодию, которую воспроизводят на перронах громкоговорители, почти не слышно. В 21:25, точно по расписанию, поезд отправляется. Медленно вытягиваемся с тупикового пути через сплетения стрелочных переводов. Вот над нами показался мост, соединяющий Казанский вокзал со станцией Николаевка. Вот навстречу попался электровоз ЧС7-056, который я не так давно фотографировал, и который смотрит теперь на меня с карманных календарей... Позади уже Москва-3. Путь на Фрязево, Владимир. Так начался мой путь на Восток! Впереди еще столько дней пути, но я постараюсь обо всём рассказать!
2-й день.
Владимир. 00:19. Посадка в наш вагон. Следующая остановка - Горький-Московский, в 03:35. Впервые еду в вагоне этой модели, где оба туалета находятся с некотловой стороны вагона. На табло надпись "Туалет свободен". Фактически - заняты оба. На дверях около ручки имеется цветовой механический сигнализатор: если видна зелёная краска - свободно, красная - занято. Многое из нового воспринимается настороженно. И, данный вагон не стал исключением. Первое, что насторожило - нет углубления для размещения мыла. Положить его, конечно, есть куда, но не факт, что оно там же и останется. Биотуалет - вакуумный. Его работа отчётливо прослушивается в середине вагона. Больше всего не везёт в данной ситуации пассажирам 9-го купе: всю дорогу слушать, как работают два биотуалета... Теперь вернусь к постельному белью. Его комплект состоит из простыни, пододеяльника, махрового полотенца и наволочки для подушки. Как я уже отмечал, всё это белого цвета. Простыня стандартного размера. В применении к вагонам-трансформерам это значит, что её свободно можно сложить пополам, после чего она примет размеры полки, и её будет удобно стелить. Также, учитывая то, что такие простыни применяются именно в поезде со временем нахождении в пути в одном направлении почти неделю, можно считать их размер оправданным: дня через три их можно будет перестелить, поменяв сторону простыни, на которой приходится спать. Температура в вагоне поддерживается в оптимальных пределах, дискомфорта не чувствуется, что бы там ни говорили пассажиры из восьмого и девятого купе. Скорость хорошая. Это определяется не только по частоте прохождения рельсовых стыков и стрелочных переводов, но и по колебанию кузова самого вагона. И всё же мне кажется, что на Октябрьской дороге плавность хода на значительно более высоком уровне, хотя, данное впечатление весьма субъективно. Прибываем в Нижний Новгород. Пролетаем Горький-Сортировочный и через несколько минут уже въезжаем на Горький-Московский. Вижу вагоны «Нижегородца», «Италмаса», «Чувашии», «Золотой Хохломы»: здесь, как никак, столица Горьковской магистрали! Вижу большое число электровозов серии ЧС4т. И ни одного ЭП1М. Странно. Прибыли раньше графика - в 03:17. Прицепка вагона ГЖД в голову. После отправления из Горького-Московского мы снова ускоряемся. Мост через Волгу. На правом берегу множество огней, смотрится очень красиво и напоминает вид на Муром с моста через Оку. 09:42. Киров. Высадка пассажиров. Те, кто едет дальше просто прогуливаются по перрону. Выхожу на перрон и я. Здесь также не наблюдаю ни одного электровоза серии ЭП1М. Однако... У первой платформы стоит ЭР9пК-314 в синем окрасе, что характерно для электропоездов Горьковской железной дороги.
Время к обеду. Направляюсь к хозяевам вагона с целью приобрести часть чайной продукции. Как всегда, чайная продукция на состав ЛВЧД-7 МСК ЖД выдана в изобилии. С тех пор, как я работал проводником, меньше чая в рейс выдавать не стали.
13:26. Балезино. Прошёлся до головы состава, где обнаружил новенький почтовый вагон. От Кирова до Балезино для меня хорошо знакома ещё одна станция - Глазов. Именно здесь я поздно вечером 31 декабря 2000 года садился в поезд .№220 Киров-Казань, чтобы впервые встретить Новый год в поезде. Тогда я был единственным пассажиром плацкартного вагона. И та поездка положила начало хорошей для меня традиции: встречать Новый год в поезде. Во время нашей стоянки в Балезино на Москву отправился «Енисей», бесспорно один из лучших фирменных поездов нашей страны. Мне удалось его запечатлеть, в его оригинальной раскраске (надо признать, что и в его составе появились серо-красные вагоны). Печально!
От нашего состава отцепился ЧС4т, и подъехал ЧС2-710. Опять же, редкое зрелище. На московском узле все ЧС2 модернизировали в ЧС2к. Классические ЧС2 я наблюдал только на Казанском вокзале, заходящие на Московскую железную дорогу с Куйбышевской. И тем не менее, считаю классический ЧС2 редким зрелищем.
Пасмурно. Участок Балезино - Пермь-2. Пошёл снег. Скорость - в пределах 80-100 км/ч. Летит Главный поезд страны на Восток. И от такой скорости снег, падающий за окном, в метель превращается. Сиди, смотри в окно, и любуйся. Чем, собственно, я и занят. Одно дело - наличие мест через «Экспресс» смотреть, да стоимость, и совсем другое - ощутить движение поезда самому, почувствовать, прийти от этого в восторг. За окном меняется пейзаж: больше холмов, больше перепад высот. По Свердловской дороге уже едем. Не так давно ездил фирменным поездом «Зауралье» - примерно такие же пейзажи на участке от Агрыза до Красноуфимска. 17:25. Пермь-2. Проехали по мосту через Каму. На перрон я не пошёл: был в Перми не раз, к тому же, уже стало темно, и я решил использовать время стоянки для выхода в интернет, пока канал связи работает устойчиво. После Перми я выключил в купе свет и начал смотреть в окно. Это очень завораживающее зрелище, смотреть в окно при полной темноте внутри вагона (в данном случае - при полной темноте моего купе). За окном проносились огни пригорода Перми. Впечатляет! Давно я так внимательно не смотрел в окно. Вспомнились осенние события 2008 года, когда пассажирский самолёт упал (а по словам жителей Перми - был сбит истребителем) на Транссиб в Перми и перекрыл сообщение участка Пермь-2 - Свердловск. В тот день я был в Пермском крае, а днём позже поехал в Свердловск. Конечно, в тёмное время суток вряд ли возможно увидеть то, что напомнит о гигантском труде по восстановлению путей. «РОССИЯ» мчится дальше. Впереди Свердловск. И я сожалею только о том, что Кунгур и участок по берегу реки Сылвы поезд проследует в тёмное время суток. Это одно из красивейших мест на Транссибе. Единственный раз мне удалось всё это посмотреть - в вечерних сумерках, когда фирменный поезд «Зауралье» ходил через Киров - Пермь, а не через Казань - Красноуфимск. Участок Транссиба по берегу Сылвы восточнее Кунгура - это неописуемая красота. Наверно, я не смогу подобрать слов, чтобы наиболее точно передать уровень восторга от увиденного. Тогда я смотрел в окно до тех пор, пока не стемнело. Перед Свердловском я немного подремал. И снова - всё внимание к окну. Перед Свердловском со стороны Москвы казанский и пермский ходы находятся рядом относительно-продолжительное время. Не совсем рядом, но в поле зрения. Вот на горизонте появился летящий навстречу прожектор. Грузовой состав идёт в казанском направлении - Дружинино, Красноуфимск, Сарапул, Агрыз, Казань, Сергач, Муром, Вековка... 23:06. Свердловск-Пассажирский. За стенкой моего купе слышится умеренный храп. Да и меня минут 30 назад сильно в сон клонило. Вагон заправляют водой. Проводники выносят мусор и очищают ходовые части вагона от снега и льда - традиционное занятие для каждой продолжительной остановки. На перроне немноголюдно. Прямо напротив моего вагона магазин, куда тут же заходят несколько пассажиров нашего поезда. Мы на 1-м пути. Бело-сине-красные вагоны сверкают под светом фонарей. В 23:29 отправляемся дальше. Следующая станция Тюмень. Завтра. Хотя здесь, в Свердловске, "завтра" уже наступило: плюс два часа к московскому времени.
3-й день.
03:40. Тюмень. За окном метель. У меня новый попутчик. Вернее, попутчица. Первый попутчик вышел в Кирове вчера. Погода пасмурная. После Тюмени снова засыпаю. 07:50. Ишим.
12-минутная стоянка. Фотографирую вокзал сбоку. В поле зрения виднеется здание с надписью «КУРЫ ГРИЛЬ». Это хорошо. Но сейчас я не голоден, поэтому, за данным деликатесом не иду. После Ишима метель прекращается, и, на какой-то момент просвечивает сквозь тучи диск солнца. Вот мы выехали со Свердловской дороги и въехали на Западно-Сибирскую. Мне даже посчастливилось увидеть стеллу с надписью «Западно-Сибирская железная дорога». Подъезжаем к Омску. Вот показалась магистраль с Кургана. Проезжаем мост через Иртыш. Один из трёх. Иртыш пересекают в этом месте 3 пути. Показались городские дороги. На них вода. Видимо, вагонный термометр, показывающий температуру воздуха снаружи, не ошибся - ноль градусов. 11:13. Омск. Стоянка 15 минут. Попутчица выходит. В вагоне большая посадка. Ожидаю новых соседей по купе, и, уже не надеюсь на то, что купе снова будет полностью в моём распоряжении. Здесь уже другой часовой пояс: +3 часа к московскому времени. Решаю пожертвовать выходом на перрон в пользу сеанса связи. Но, данные почти не принимаются. Что же, будем пробовать далее. К моему счастью, ко мне никто не подсел. Значит, ждём Новосибирск. Скорее всего, по прибытию туда свободных мест в составе не останется: слишком уж удобна «РОССИЯ» для поездок из Новосибирска в Красноярск, ночной поезд между двумя городами. Полюбовался на телевизор, установленный над входной дверью в купе. Работает. В наличии 3 канала передач. Но, различные видео можно и дома посмотреть, в обычное время.
Попробовал подключить наушники к блоку, расположенному под каждым софитом в купе. Всё работает. На блоке есть индикатор, отображающий цифры от 1 до 5. С 1 по 3 - аудиоканалы телепередач (или, видеозаписи). С 4 по 5 - исключительно аудиоканалы, на которых я обнаружил музыку. Каналы переключаются стрелками < >, громкость регулируется клавишами - и +. Дело хорошее. Попробовать для разнообразия можно. Но, дальше любопытства я не пошёл. Музыка у меня с собой своя, та, которую предпочитаю слушать в дороге.
С зарядкой различных устройств пока трудностей нет. В купе под столиком имеется розетка на 220V, с надписью над ней: ~220 В до 100 Вт. Собственно, больше и не требуется. Мчимся дальше. Сибирские просторы, степи. Пейзажи очень похожи на те, которые окружают линию Курган - Петропавловск Южно-Уральской железной дороги.
Перед Барабинском снова пошёл снег. 15:03. Барабинск. Идёт крупный снег. Тепло. И, уже начинает темнеть. Здесь стоянка 42 минуты. Здесь у вагонов производят откачку ёмкостей биотуалетов. Мимо состава проезжает специализированный автомобиль, останавливаясь ненадолго у каждого вагона. На перроне множество ларьков. Продают мясные, молочные, продукты, хлебные изделия, рыбу. Кроме этого, рыбу по перрону носят и предлагают отдельно.
19:30. Новосибирск. Плюс 24 минуты к графику. Стоянка сокращена. Большая посадка. Теперь вагон со 100% населённостью. У меня появляется три соседа. Двое молодых путешественников из Ачинска, побывавшие в Тайланде, и житель Нижневартовска, направляющийся в Иркутскую область к родным. Все трое только что из новосибирского аэропорта: начинается обсуждение зарубежных путешествий. За рубежом мне лично бывать не приходилось, поэтому по данной тематике я преимущественно слушатель. Да и летал в последний раз самолётом ещё в советское время... К счастью дискуссия длится недолго. Молодёжь забирается на верхние полки, включает телевизор. Мы выключаем в купе свет и у меня начинается время сна.
Продолжение следует...