Продолжаем публикацию «Заметок путешественника от сердца нашей Родины на Дальний Восток поездом «РОССИЯ», которые любезно предоставил нашему Интернет-ресурсу Иван Васильев. Обратная дорога на фирменном поезде «РОССИЯ» № 001 полных три дня пути от Владивостока и до Тайшета.
Часть 5.
11-й день.
"Я просто один из многих, тот, кто всегда в дороге, тот кто всегда в пути" - вспомнились слова из одной популярной песни. Солнечное утро, подъезжаем к Хабаровску. За окном временами всё застилает снежная пыль. Впечатляет.
Но, даже когда она не очевидна через окно, она есть, в этом можете не сомневаться. Зимой в любое время после прохода поезда снежная пыль столбом. Мой попутчик готовится к выходу - он едет до Хабаровска. Едем по Хабаровску. Вижу рекламные плакаты МТС, где рекламируется телефон МТС с 3G интернетом. Очень нескромно. Тем более, что мой модем в Хабаровске 3G так и не обнаружил, в отличие от Владивостока. Ну да ладно, это всё нюансы. В Хабаровске большой выход из вагона и большая посадка. У меня новая попутчица, женщина-пенсионер, железнодорожница.
В Хабаровск прибыл №109 Владивосток-Хабаровск.
В этот раз меня также везут проводники Пассажирского вагонного депо Москва-3, имеющие многолетний опыт работы на данном маршруте. В составе только два вагона, не соответствующих общей раскраске фирменного поезда «РОССИЯ»- плацкартные, серо-красные. Все остальные, как полагается, бело-сине-красные, это радует. 03:44. Отправляемся из Хабаровска. Едем по мосту через Амур.
Впечатляет! День сегодня выдался хорошим, тёплым, солнечным, но ветренным. В этот раз окно купе, где я еду, направлено на северную сторону (когда ехал из Москвы во Владивосток - окно было на южную). За окном - деревья с не опавшими осенью листьями. И, местные суровые ветра не смогли сдуть эти листья по сей день. Биробиджан, Бира, Облучье. Путь на Запад. Следующая остановка в Архаре. Последняя остановка на Дальневосточной железной дороге, где уже другой часовой пояс (+6 часов к московскому времени), ну а после Архары - Бурея, это уже Забайкальская железная дорога.
Трафарет сообщения. Рабочий тамбур.
Хозяйка вагона.
Посмотрим в потолок?
Вокзал станции Архара.
Вечер.
Подъезжаем к реке Бурея, на которой построена Бурейская ГЭС.
Река Бурея.
Станция Бурея.
В Белогорске стоянка 30 минут. Иду в магазин. Выбор продуктов большой. Но, самое интересное в нём - наличие наклейки о возможности оплаты покупок банковскими картами! В Москве не везде встретишь, а здесь есть! К сожалению, в данный момент эта система оплаты безналичным путём не работала.
12-й день.
Проснулся я за час до стоянки по станции Ерофей Павлович. Солнечное ясное утро.
Перед Ерофеем Павловичем дорога немного покрутилась, в результате чего удалось несколько раз увидеть те участки нашего пути, где мы должны проехать не прямо сейчас, а через несколько минут. 02:37. Ерофей Павлович. Стоянка 21 минуту. Едем дальше. Подъезжаем к станции Амазар. Едем вдоль реки Амазар. Красота. А вот и знакомый пейзаж станции: путь уходит в грузовой парк.
04:42. Амазар. Состав заправляют водой. Я в очередной раз с фотоаппаратом на перроне. Любая погода хороша, но солнечная - особенно.
С другой стороны состава прямо напротив нашего вагона стоит электровоз ЭП1М-399. Сейчас можно смело говорить, что это самая распространённая серия на сети РЖД: от Адлера до Владивостока. Интересно, а почему же для Горьковской дороги ЭП1 не делали в своё время и не делают сейчас?
Твои люди, Транссиб!
В поле зрения также регулярно попадаются локомотивы серии ВЛ60, что не может не радовать. Живы ветераны электровозной переменной тяги!
Вчера в вагоне пытались включить поездное радио. Но, играло оно недолго и по единогласному протесту пассажиров вагона было выключено. Действительно, зачем оно здесь, когда в вагоне несколько каналов радио и видео, которые можно смотреть и слушать. И, я вам даже больше скажу: не только смотреть или слушать, но и регулировать громкость! Об этом я писал в начале своего путешествия. Поэтому, поездное радио в данной ситуации, да ещё без регулятора громкости в каждом купе (в вагонах более ранних моделей ручка громкости была между окном и потолком) здесь совершенно неуместно. Возможно, именно с рассчётом на собственные видео и аудиоканалы были убраны ручки громкости общего радио. Но, с этим всё же явно поспешили. Регуляторы громкости пропали ещё до того, как появились в вагонах сервера, транслирующие на вагон видео и аудиоканалы. Куда смотрели представители ОАО «РЖД», принимая у Тверского вагоностроительного завода такие вагоны сотнями? Как формировали заказ на производство вагонов? Думали ли при этом о пассажирах? Вряд-ли.
Подъезжаем к Могоче.
06:33. Могоча.
Один из продуктовых ларьков на перроне в Могоче.
Отправляемся из Могочи.
После отправления из Могочи решаю сходить в вагон-ресторан. Беру с собой фотоаппарат. Забегая вперёд скажу, что фотографировать в ресторане мне не разрешили. Это говорит о репрессивном методе работы руководства фирмы, владеющей теперь вагонами-ресторанами дальних пассажирских поездов. Ну да ладно. Мне бы пообедать. Просматриваю меню и делаю заказ. В ожидании заказа осматриваю вагон. Вагон после КВРа в Днепропетровске. Внутреннее убранство похоже на убранство вагона-ресторана «ZAREN GOLD» (Царское Золото - туристический состав центрального участка), с той лишь разницей, что в салоне не висят часы с надписью «MOSCOW TIME» и на стенах нет картин. Занавески - традиционные для поездов Московской железной дороги. Такие же можно встретить во многих составах поездов формирования ЛВЧД-4 Николаевка и ЛВЧД-7 Москва-3. В ресторане немноголюдно. Я заказал салат, первое, второе, и пару стаканов сока. В вагоне-ресторане поезда «РОССИЯ» я впервые. Народу немного. Время послеобеденное. Всё внимание персонала вагона-ресторана направлено на пассажиров. Никому не приходится ждать, желая сделать заказ или дополнить его. Мой обед оказался очень вкусным и сытным. Ел я с большим удовольствием. Предвижу возражения, что после сплошного «Ролтона» любая еда может показаться вкусной. Но, сплошного «Ролтона» я не практикую. У себя в купе утро начинаю с красной икры и пищу типа «Ролтона» потребляю редко. В общем, вагон-ресторан «РОССИИ» очень порадовал. Как говорится, это, безусловно, пять! И, цены вполне демократичные. Я не фиксировал стоимости каждого блюда, но общая сумма вышла на 800 рублей. Обычно аналогичный обед в других вагонах-ресторанах обходится в 950-1200 рублей. Бытуют разговоры, что такой уровень цен необоснованно высокий. С этим я лично не согласен, поскольку, во-первых, это ресторан с соответствующим обслуживанием, а не забегаловка, а во-вторых, здесь очень велики эксплуатационные расходы. За провоз в составе поезда №002/001 ресторана из Москвы во Владивосток и обратно фирме-владельцу необходимо заплатить в пользу ОАО «РЖД» 216 тысяч рублей, если не больше (из рассчёта 12 рублей за 1 км - возможно сейчас тариф уже выше), плюс собственные эксплуатационные расходы, амортизационные отчисления, зарплата персоналу и офису фирмы... Другими словами, расходов очень много. Завершил своё пребывание в вагоне-ресторане написанием благодарности в книге отзывов. Хотелось написать много и красиво, но почему-то именно в этот момент совершенно ничего не приходило в голову. Эх, давно не тренировался! В итоге, выдавил из себя несколько строчек, отметив высокий уровень сервиса и вежливость персонала вагона-ресторана. Иду по составу в свой вагон. Впервые пользуюсь торцевыми дверями, которые сами открываются. Хорошо сделано, удобно для пассажиров. Нажал на кнопочку, и дверь в сторону отъехала.
Ехать по берегу реки всегда интересно.
Поскольку в нашей стране реки считаются дорогами только в зимнее время, именно сейчас там, где лёд ещё не расстаял, существует движение различного автотранспорта. Наверно, водители были бы рады ездить по дорогам, но раз родное государство о них не позаботилось, то приходится пользоваться для проезда замёрзшими речками.
Сегодня я наблюдал за движением лесовозов.
Подъезжаем к станции Зилово.
10:42. Зилово. К сожалению, вокзал увидеть не удалось - от нас он был отделён составом багажного поезда.
12:05. Чернышевск-Забайкальский. Перед прибытием на эту станцию я задремал. Закат. После отправления начинаем кружить, то влево, то вправо. Солнце периодически заглядывает в наше окно, и тогда я опускаю штору, на 1/3, на 1/2, на 2/3 - в зависимости времени суток и высоты солнца над горизонтом. Приятно в дороге встречать рассвет и закат.
Во-о-он там мы сейчас проедем.
А вон там мы только что проехали.
Медленно въезжаем на станцию. Неужели Приисковая? Нет. Это Куэнга. Неужели остановимся? Нет, проехали без остановки. Вокзал в очень потрёпанном виде. На фотографии, на которой я увидел этот вокзал впервые, он выглядит совсем иначе, как буд-то только что построен. 14:10. Приисковая. Уже темно. 17:34. Карымская. Просыпаюсь от непонятной возни и разговоров в соседнем купе. Слышен голос: «Наручники на него!». Видимо, кого-то высаживают. 19:39. Чита. Слышен женский голос из соседнего купе: «По Карымской у вас сняли пассажира, нам нужно взять с вас объяснение». Перед отправлением в нашем купе появляются мужчина и женщина. Новые попутчики. Сразу же забираются на верхние полки и через некоторое время мы отправляемся. Приходит проводник, забирает вторые экземпляры билетов у наших новых попутчиков. Ехать им недалеко, до Хилока. Это следующая остановка после Читы. Укрываю голову полотенцем. Несмотря на стеклопакеты поток холодного воздуха идёт прямо на голову. Регулярно замечаю этот недостаток в вагонах "трансформерах" и плацкартных вагонах на нижних местах. В этом случае - полотенце то, что надо.
13-й день.
00:19. Хилок. Наши попутчики с верхних мест выходят.
02:56. Петровский Завод. Утро ясное. Здесь мы обгоняем пассажирский поезд с вагонами Чита-Москва и Благовещенск-Москва. В голове этого состава стоит ЭП1П-006. Внешне как ЭП1М, такая же сине-белая раскраска. За Петровским Заводом начинается Восточно-Сибирская железная дорога и другой часовой пояс: плюс пять часов к московскому времени.
Подъезжаем к Улан-Удэ.
05:07. Улан-Удэ.
Большая посадка в вагон. В нашем купе пополнение: один попутчик, итого нас становится трое. Связь почти не работает. Сигнал хороший появился где-то за пол-часа до Улан-Удэ, но совершенно отсутствует передача и приём данных. Невозможно проверить даже счёт. В самом Улан-Удэ начался вялый обмен данными, настолько вялый, что не удалось в полном объёме загрузить на сайт фотографии предыдущего дня. Устойчивый интернет есть только во время стоянок, и то не всегда. Во время движения поезда в редком случае удаётся воспользоваться интернетом, даже если есть сигнал. В очередной раз любуюсь рекой Селенгой и окрестными пейзажами.
Зимняя Селенга.
Приближаемся к Байкалу. Погода меняется. Становится пасмурно. Но, иногда солнце всё же выглядывает из-за облаков. Разговорился с хозяйкой вагона. Оказалось, в этом составе отсутствует СВ-вагон. Когда ходил по перрону, на это внимание даже не обратил. Отсутствие вагона СВ в таком составе - большое упущение.
Вот и Байкал. Бесконечная белая даль. У берега много снега. Намело. Противоположный берег не наблюдается, видимость не очень хорошая.
Иногда Байкал скрывается из виду за деревьями, потом снова появляется. Чтобы определить, много ли кривых предстоит в ближайшие 5 минут, достаточно приблизиться к стеклу и посмотреть вперёд. На горизонте, как правило, виднеется наш путь в поворотах. Ставлю ручной выбор сотовой сети и телефон начинает искать. Не найдено ни одной сети. Значит, до ближайшей станции ещё далеко. По каждой станции, как правило, обязательно присутствует какая-либо сотовая сеть. Билайн принимается в роуминг у сотовых компаний Far East, MTS, NTC. Последняя здесь не наблюдается. Проезжаем очередную станцию. В эфире Far East и Мегафон. 10:10. Слюдянка. Приехали чуть пораньше графика, на пару минут. Оно и правильно, надо же людям омуля купить! За те 2 минуты, что графисты выделили поезду «РОССИЯ» для стоянки в Слюдянке, это может сделать очень ограниченное число людей. Отправляемся на взлёт. Подъём из Слюдянки в горы иначе назвать нельзя.
Крутой подъём виден невооружённым глазом. Скорость не падает. Нас ведёт ЭП1. Односекционный шестиосный пассажирский электровоз Новочеркасского электровозостроительного завода. Я даже удивлён. С такой скоростью везти состав по крутому подъёму, имея в наличии всего 6 осей... Но, тем не менее, едем быстро. В горах начинается снег, который переходит в сильную метель.
Минут через десять метель внезапно прекращается. Продолжаем проходить множество поворотов малого радиуса.12:20. Иркутск-Пассажирский. Ненадолго выхожу на перрон.
Станция на берегу Ангары - Иркутск-Пассажирский. 13:04. Иркутск-Сортировочный. Стоянка 2 минуты. Едем дальше. Справа по ходу движения военная часть с большим числом техники. Сколько же оружия в нашей стране! Под Новосибирском - танки, под Свердловском - танки, за Хабаровском - танки, в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Сколько средств было на всё это затрачено! Чего только стоят подземные аэродромы в Хабаровском крае! Вот на что уходила целая масса денег! Оружия в нашей стране стало так много, что его уже невозможно не заметить. Проезжаем очередную базу запаса локомотивов. Кому пришло в голову ставить в запас ВЛ65 и ЭП1?! Могли бы их на Горьковскую железную дорогу отправить, если столько лишних, бригады обкатать и обучить. Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово. 16:50. Зима. Здесь родился советский поэт Евгений Евтушенко, о чём повествует плакат на здании станции. 23:33. Тайшет. Последняя наша остановка на Восточно-Сибирской железной дороге. Здесь мои попутчики выходят.
Продолжение следует...