Авторское право Все права сохранены  ©  Россия - Главный поезд страны!
Копирование и публикация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
Название статьи , Опубликовано Статьи Articles » Из дневников путешественников по РОССИИ. » Статьи Articles » Из дневников путешественников по РОССИИ. » Заметки путешественника от сердца нашей Родины на Дальний Восток поездом «РОССИЯ». Часть 5.
27.04.10

На поезде «РОССИЯ» через всю страну!

Продолжаем публикацию «Заметок путешественника от сердца нашей Родины на Дальний Восток поездом «РОССИЯ», которые любезно предоставил нашему Интернет-ресурсу Иван Васильев.
Обратная дорога на фирменном поезде «РОССИЯ» № 001 полных три дня пути от Владивостока и до Тайшета.

Часть 5.

11-й день.

"Я просто один из многих, тот, кто всегда в дороге, тот кто всегда в пути" - вспомнились слова из одной популярной песни.
Солнечное утро, подъезжаем к Хабаровску. За окном временами всё застилает снежная пыль. Впечатляет.

снежная поземка за окном вагона

Но, даже когда она не очевидна через окно, она есть, в этом можете не сомневаться. Зимой в любое время после прохода поезда снежная пыль столбом. Мой попутчик готовится к выходу - он едет до Хабаровска. Едем по Хабаровску. Вижу рекламные плакаты МТС, где рекламируется телефон МТС с 3G интернетом. Очень нескромно. Тем более, что мой модем в Хабаровске 3G так и не обнаружил, в отличие от Владивостока. Ну да ладно, это всё нюансы. В Хабаровске большой выход из вагона и большая посадка. У меня новая попутчица, женщина-пенсионер, железнодорожница.

прибытие в Хабаровск поезда №109 сообщением Владивосток - Хабаровск

В Хабаровск прибыл №109 Владивосток-Хабаровск.

В этот раз меня также везут проводники Пассажирского вагонного депо Москва-3, имеющие многолетний опыт работы на данном маршруте. В составе только два вагона, не соответствующих общей раскраске фирменного поезда «РОССИЯ»- плацкартные, серо-красные. Все остальные, как полагается, бело-сине-красные, это радует.
03:44. Отправляемся из Хабаровска. Едем по мосту через Амур.

река Амур

Впечатляет! День сегодня выдался хорошим, тёплым, солнечным, но ветренным. В этот раз окно купе, где я еду, направлено на северную сторону (когда ехал из Москвы во Владивосток - окно было на южную). За окном - деревья с не опавшими осенью листьями. И, местные суровые ветра не смогли сдуть эти листья по сей день.
Биробиджан, Бира, Облучье. Путь на Запад. Следующая остановка в Архаре. Последняя остановка на Дальневосточной железной дороге, где уже другой часовой пояс (+6 часов к московскому времени), ну а после Архары - Бурея, это уже Забайкальская железная дорога.

дальневосточный пейзаж

внутривагонная маршрутная доска поезда «РОССИЯ»рабочий тамбур

Трафарет сообщения. Рабочий тамбур.

проводница у вагона поезда «РОССИЯ»

Хозяйка вагона.

дальневосточные сопки

сопка, покрытая снегом

далневосточный сюжет

синее небо над головой

Посмотрим в потолок?

вокзал станции Архара

Вокзал станции Архара.

тень поезда

Вечер.

на подходе к реке Бурея

Подъезжаем к реке Бурея, на которой построена Бурейская ГЭС.

река Бурея

Река Бурея.

вокзал станции Бурея

Станция Бурея.

В Белогорске стоянка 30 минут. Иду в магазин. Выбор продуктов большой. Но, самое интересное в нём - наличие наклейки о возможности оплаты покупок банковскими картами! В Москве не везде встретишь, а здесь есть! К сожалению, в данный момент эта система оплаты безналичным путём не работала.

12-й день.

Проснулся я за час до стоянки по станции Ерофей Павлович. Солнечное ясное утро.

ясное утро Забайкалья

Перед Ерофеем Павловичем дорога немного покрутилась, в результате чего удалось несколько раз увидеть те участки нашего пути, где мы должны проехать не прямо сейчас, а через несколько минут.
02:37. Ерофей Павлович. Стоянка 21 минуту. Едем дальше.
Подъезжаем к станции Амазар. Едем вдоль реки Амазар. Красота. А вот и знакомый пейзаж станции: путь уходит в грузовой парк.

подъезжаем к станции Амазар

04:42. Амазар. Состав заправляют водой. Я в очередной раз с фотоаппаратом на перроне. Любая погода хороша, но солнечная - особенно.

стоянка поезда  «РОССИЯ» на станции Амазар

у поезда «РОССИЯ» на станции Амазар

С другой стороны состава прямо напротив нашего вагона стоит электровоз ЭП1М-399. Сейчас можно смело говорить, что это самая распространённая серия на сети РЖД: от Адлера до Владивостока. Интересно, а почему же для Горьковской дороги ЭП1 не делали в своё время и не делают сейчас?

электровоз ЭП1М-399

Твои люди, Транссиб!

Твои люди, Транссиб!

В поле зрения также регулярно попадаются локомотивы серии ВЛ60, что не может не радовать. Живы ветераны электровозной переменной тяги!

электровоз ВЛ60 на станции Амазар

Вчера в вагоне пытались включить поездное радио. Но, играло оно недолго и по единогласному протесту пассажиров вагона было выключено. Действительно, зачем оно здесь, когда в вагоне несколько каналов радио и видео, которые можно смотреть и слушать. И, я вам даже больше скажу: не только смотреть или слушать, но и регулировать громкость! Об этом я писал в начале своего путешествия. Поэтому, поездное радио в данной ситуации, да ещё без регулятора громкости в каждом купе (в вагонах более ранних моделей ручка громкости была между окном и потолком) здесь совершенно неуместно. Возможно, именно с рассчётом на собственные видео и аудиоканалы были убраны ручки громкости общего радио. Но, с этим всё же явно поспешили. Регуляторы громкости пропали ещё до того, как появились в вагонах сервера, транслирующие на вагон видео и аудиоканалы. Куда смотрели представители ОАО «РЖД», принимая у Тверского вагоностроительного завода такие вагоны сотнями? Как формировали заказ на производство вагонов? Думали ли при этом о пассажирах? Вряд-ли.

на подходе к станции Могоча

Подъезжаем к Могоче.

06:33. Могоча.

продуктовый киоск на платформе станции Могоча

Один из продуктовых ларьков на перроне в Могоче.

мост в Могоче

Отправляемся из Могочи.

После отправления из Могочи решаю сходить в вагон-ресторан. Беру с собой фотоаппарат. Забегая вперёд скажу, что фотографировать в ресторане мне не разрешили. Это говорит о репрессивном методе работы руководства фирмы, владеющей теперь вагонами-ресторанами дальних пассажирских поездов. Ну да ладно. Мне бы пообедать. Просматриваю меню и делаю заказ. В ожидании заказа осматриваю вагон. Вагон после КВРа в Днепропетровске. Внутреннее убранство похоже на убранство вагона-ресторана «ZAREN GOLD» (Царское Золото - туристический состав центрального участка), с той лишь разницей, что в салоне не висят часы с надписью «MOSCOW TIME» и на стенах нет картин. Занавески - традиционные для поездов Московской железной дороги. Такие же можно встретить во многих составах поездов формирования ЛВЧД-4 Николаевка и ЛВЧД-7 Москва-3. В ресторане немноголюдно. Я заказал салат, первое, второе, и пару стаканов сока. В вагоне-ресторане поезда «РОССИЯ» я впервые. Народу немного. Время послеобеденное. Всё внимание персонала вагона-ресторана направлено на пассажиров. Никому не приходится ждать, желая сделать заказ или дополнить его. Мой обед оказался очень вкусным и сытным. Ел я с большим удовольствием. Предвижу возражения, что после сплошного «Ролтона» любая еда может показаться вкусной. Но, сплошного «Ролтона» я не практикую. У себя в купе утро начинаю с красной икры и пищу типа «Ролтона» потребляю редко. В общем, вагон-ресторан «РОССИИ» очень порадовал. Как говорится, это, безусловно, пять! И, цены вполне демократичные. Я не фиксировал стоимости каждого блюда, но общая сумма вышла на 800 рублей. Обычно аналогичный обед в других вагонах-ресторанах обходится в 950-1200 рублей. Бытуют разговоры, что такой уровень цен необоснованно высокий. С этим я лично не согласен, поскольку, во-первых, это ресторан с соответствующим обслуживанием, а не забегаловка, а во-вторых, здесь очень велики эксплуатационные расходы. За провоз в составе поезда №002/001 ресторана из Москвы во Владивосток и обратно фирме-владельцу необходимо заплатить в пользу ОАО «РЖД» 216 тысяч рублей, если не больше (из рассчёта 12 рублей за 1 км - возможно сейчас тариф уже выше), плюс собственные эксплуатационные расходы, амортизационные отчисления, зарплата персоналу и офису фирмы... Другими словами, расходов очень много.
Завершил своё пребывание в вагоне-ресторане написанием благодарности в книге отзывов. Хотелось написать много и красиво, но почему-то именно в этот момент совершенно ничего не приходило в голову. Эх, давно не тренировался! В итоге, выдавил из себя несколько строчек, отметив высокий уровень сервиса и вежливость персонала вагона-ресторана. Иду по составу в свой вагон. Впервые пользуюсь торцевыми дверями, которые сами открываются. Хорошо сделано, удобно для пассажиров. Нажал на кнопочку, и дверь в сторону отъехала.

Ехать по берегу реки всегда интересно.

по берегу реки

Поскольку в нашей стране реки считаются дорогами только в зимнее время, именно сейчас там, где лёд ещё не расстаял, существует движение различного автотранспорта. Наверно, водители были бы рады ездить по дорогам, но раз родное государство о них не позаботилось, то приходится пользоваться для проезда замёрзшими речками.

автомобильное движение по льду замерших рек в Забайкалье

Сегодня я наблюдал за движением лесовозов.

нетронутая природа Забайкалья

на подходе к станции Зилово

Подъезжаем к станции Зилово.

спутниковая тарелка неизменный аттрибут домов в Забайкалье

10:42. Зилово. К сожалению, вокзал увидеть не удалось - от нас он был отделён составом багажного поезда.

поселок Аксёново-Зиловское при станции Зилово

мост через реку в поселке Аксёново-Зиловское

самая мобильная техника Забайкалья

жизнь Забайкалья

12:05. Чернышевск-Забайкальский. Перед прибытием на эту станцию я задремал. Закат. После отправления начинаем кружить, то влево, то вправо. Солнце периодически заглядывает в наше окно, и тогда я опускаю штору, на 1/3, на 1/2, на 2/3 - в зависимости времени суток и высоты солнца над горизонтом. Приятно в дороге встречать рассвет и закат.

закат солнца

сложный петлевой профиль пути

Во-о-он там мы сейчас проедем.

вокруг заповедная даль

А вон там мы только что проехали.

Медленно въезжаем на станцию. Неужели Приисковая? Нет. Это Куэнга. Неужели остановимся? Нет, проехали без остановки. Вокзал в очень потрёпанном виде. На фотографии, на которой я увидел этот вокзал впервые, он выглядит совсем иначе, как буд-то только что построен.
14:10. Приисковая. Уже темно.
17:34. Карымская. Просыпаюсь от непонятной возни и разговоров в соседнем купе. Слышен голос: «Наручники на него!». Видимо, кого-то высаживают.
19:39. Чита. Слышен женский голос из соседнего купе: «По Карымской у вас сняли пассажира, нам нужно взять с вас объяснение». Перед отправлением в нашем купе появляются мужчина и женщина. Новые попутчики. Сразу же забираются на верхние полки и через некоторое время мы отправляемся. Приходит проводник, забирает вторые экземпляры билетов у наших новых попутчиков. Ехать им недалеко, до Хилока. Это следующая остановка после Читы.
Укрываю голову полотенцем. Несмотря на стеклопакеты поток холодного воздуха идёт прямо на голову. Регулярно замечаю этот недостаток в вагонах "трансформерах" и плацкартных вагонах на нижних местах. В этом случае - полотенце то, что надо.

13-й день.

00:19. Хилок. Наши попутчики с верхних мест выходят.

Река, сопки, тайга

02:56. Петровский Завод. Утро ясное. Здесь мы обгоняем пассажирский поезд с вагонами Чита-Москва и Благовещенск-Москва. В голове этого состава стоит ЭП1П-006. Внешне как ЭП1М, такая же сине-белая раскраска. За Петровским Заводом начинается Восточно-Сибирская железная дорога и другой часовой пояс: плюс пять часов к московскому времени.

Забайкальский сюжет

на подходе к Улан-Удэ

Подъезжаем к Улан-Удэ.

05:07. Улан-Удэ.

водозаправщицы на станции Улан-Удэ

вокзал станции Улан-Удэ

Большая посадка в вагон. В нашем купе пополнение: один попутчик, итого нас становится трое. Связь почти не работает. Сигнал хороший появился где-то за пол-часа до Улан-Удэ, но совершенно отсутствует передача и приём данных. Невозможно проверить даже счёт. В самом Улан-Удэ начался вялый обмен данными, настолько вялый, что не удалось в полном объёме загрузить на сайт фотографии предыдущего дня. Устойчивый интернет есть только во время стоянок, и то не всегда. Во время движения поезда в редком случае удаётся воспользоваться интернетом, даже если есть сигнал.
В очередной раз любуюсь рекой Селенгой и окрестными пейзажами.

дачи на Селенге

спуски гор к Селенге

река Селенга

Зимняя Селенга.

Приближаемся к Байкалу. Погода меняется. Становится пасмурно. Но, иногда солнце всё же выглядывает из-за облаков.
Разговорился с хозяйкой вагона. Оказалось, в этом составе отсутствует СВ-вагон. Когда ходил по перрону, на это внимание даже не обратил. Отсутствие вагона СВ в таком составе - большое упущение.

Вот и Байкал. Бесконечная белая даль. У берега много снега. Намело. Противоположный берег не наблюдается, видимость не очень хорошая.

снег и лед озера Байкал

зимний Байкал

Иногда Байкал скрывается из виду за деревьями, потом снова появляется. Чтобы определить, много ли кривых предстоит в ближайшие 5 минут, достаточно приблизиться к стеклу и посмотреть вперёд. На горизонте, как правило, виднеется наш путь в поворотах. Ставлю ручной выбор сотовой сети и телефон начинает искать. Не найдено ни одной сети. Значит, до ближайшей станции ещё далеко. По каждой станции, как правило, обязательно присутствует какая-либо сотовая сеть. Билайн принимается в роуминг у сотовых компаний Far East, MTS, NTC. Последняя здесь не наблюдается. Проезжаем очередную станцию. В эфире Far East и Мегафон.
10:10. Слюдянка. Приехали чуть пораньше графика, на пару минут. Оно и правильно, надо же людям омуля купить! За те 2 минуты, что графисты выделили поезду «РОССИЯ» для стоянки в Слюдянке, это может сделать очень ограниченное число людей.
Отправляемся на взлёт. Подъём из Слюдянки в горы иначе назвать нельзя.

Слюдянка

и вновь подъем

А внизу озеро Байкал

Крутой подъём виден невооружённым глазом. Скорость не падает. Нас ведёт ЭП1. Односекционный шестиосный пассажирский электровоз Новочеркасского электровозостроительного завода. Я даже удивлён. С такой скоростью везти состав по крутому подъёму, имея в наличии всего 6 осей... Но, тем не менее, едем быстро. В горах начинается снег, который переходит в сильную метель.

метель на перевале

метель на перевале

Минут через десять метель внезапно прекращается. Продолжаем проходить множество поворотов малого радиуса.
12:20. Иркутск-Пассажирский. Ненадолго выхожу на перрон.

Иркутск

Станция на берегу Ангары - Иркутск-Пассажирский.
13:04. Иркутск-Сортировочный. Стоянка 2 минуты. Едем дальше. Справа по ходу движения военная часть с большим числом техники. Сколько же оружия в нашей стране! Под Новосибирском - танки, под Свердловском - танки, за Хабаровском - танки, в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Сколько средств было на всё это затрачено! Чего только стоят подземные аэродромы в Хабаровском крае! Вот на что уходила целая масса денег! Оружия в нашей стране стало так много, что его уже невозможно не заметить.
Проезжаем очередную базу запаса локомотивов. Кому пришло в голову ставить в запас ВЛ65 и ЭП1?! Могли бы их на Горьковскую железную дорогу отправить, если столько лишних, бригады обкатать и обучить.
Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово.
16:50. Зима. Здесь родился советский поэт Евгений Евтушенко, о чём повествует плакат на здании станции.
23:33. Тайшет. Последняя наша остановка на Восточно-Сибирской железной дороге. Здесь мои попутчики выходят.

вокзал станции Тайшет ночью

 

Продолжение следует...

{full}
URL / WWW
http://glavpoezdrus.ru/index.php?dn=article&to=art&id=48