Главная English Новости Фотогалерея Форум Файл-архив Опросы Статьи Каталог ссылок Информация Помочь проекту Карта сайта E-Mail
Навигация
 
Главная Регистрация Ваш профиль Купить билет Новости Фотогалерея Файл-архив Форум Опросы Статьи Каталог ссылок Информация Купить фильм Карта сайта E-Mail
 
Наш опрос
 
Ваше мнение о документальном фильме «Моя «РОССИЯ»… та, которую люблю!»
 Пока не посмотрел!
 Очень плохо!
 Посредственно
 Хорошо
 Отлично!
Голосовало : 289
RSS / РСС
 

RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional
 
История и современность Байкал – жемчужина Великой РОССИИ.
Величие и красота уникального озера Байкал

«Славное море – священный Байкал!», - поётся в одной знаменитой русской народной песне, - одно из неповторимых чудес планеты. Его нельзя «просто проехать». Даже Транссибирская магистраль делает крутой поворот, огибая его, чтобы показать своим пассажирам всё величие и красоту Байкала – жемчужины Великой РОССИИ.

Bajkal
В длину озеро Байкал простёрлось на 636 километров, а в ширь 24-79 километров, площадь зеркала превышает 30 тысяч квадратных километров. Это глубочайшее озеро мира. Сопоставив глубину его дна – 1620 метров и отметку поверхности – 456 метров, поймём, что дно понижается до 1164 метров ниже уровня Мирового океана.
Объем впадины грандиозен —23 тысячи кубокилометров, это пятая часть пресных вод всей планеты. Столько же воды при несравненно большей площади вмещает целое Балтийское море. Водой из одного Байкала можно было бы наполнить впадины 23 Аральских или 92 Азовских морей.
336 рек несут свои чистейшие воды в Байкал. Отток осуществляет одна Ангара, выносящая из озера ежесекундно 2 тысячи кубометров воды.
У Байкала уникально многое и тектоника озерной ванны, и кристально чистая вода, и как бы музейная сохранность сотен видов древних животных. А красота озера? В штиль, при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо-стальной. Напомним о громовой мощи штормового прибоя, об упорных ветрах. То с юго-запада задувает хмурый штормящий култук, то с севера — пересиливающий другие ветры верховик, он же ангара, то «пошевеливает вал» дующий с северо-востока баргузин, а с направлений, близких к северо-западным, бесчинствуют осенне-зимние харахаиха и яростная леденящая сарма.
Сегодняшние контуры Байкала тектонически молоды (возраст всего лишь четвертичный) и несут на себе следы качания самих берегов. Они менялись, смещались, но исполинский объем воды существовал постоянно. Вот почему так неповторимо оригинальна фауна озера. Более трех четвертей видов, обитающих здесь, не встречается нигде в мире. Байкальские бычки, голомянки, 230 видов рачков-бокоплавов, некоторые моллюски. В пресных водах прижился тюлень, видимо проникший сюда из северных морей при похолодании в ледниковое время. Возможно, что тогда же попал в Байкал и омуль — одна из лучших промысловых рыб. Теперь лов омуля ограничивается.

 

Bajkal

В 1899 году Транссибирская магистраль подошла к «славному морю». Далее на пути простирался Байкал. Обойти его можно было или с юга, или с севера. Выдающийся российский геолог того времени Иван Мушкетов, после тщательного анализа обоих вариантов, выбрал вариант строительства Байкальского участка Транссиба по южному берегу озера от Порта Байкал до Култука.
Шесть лет грузы и пассажиров «чугунки» перевозили построенными в Англии ледоколами «Байкал» и «Ангара». В январе озеро замерзает. До постройки Кругобайкальской железной дороги на вторую половину зимы по льду прокладывались рельсы: к несомкнутому Транссибу подключалось «ледяное звено».

 

Рельсами по льду катилась чугунка -
Ровно, незыблемо... Но иногда
Артиллерийскими залпами гулко
Право свое возвещала вода.
Это не узник на волю просился,
Это не ропщущий рушился кедр –
Взломанный лед, накренясь, торосился
От напряженья качнувшихся недр!

КБЖД
Протяжённость всей КБЖД – Кругобайкальской железной дороги составляет 84 километра. Являясь самым коротким участком Транссиба, она оказалась и наисложнейшей её частью.
В период с 1902 года по 1904-й было возведено 39 двухпутных тоннелей. Работа в тоннелях велась безостановочно днём и ночью с двух концов. Приближающаяся русско-японская война заставляла значительно сократить сроки запуска КБЖД в эксплуатацию.
Несмотря на все сложности - тяжелые геологические условия и недоступность, извилистость берегов - в прибрежных утёсах, отвесно уходящих вглубь Байкала, было пробито 39 тоннелей общей протяжённостью в 3751,5 сажень (8000 метров), возведено 6 каменных виадуков, 445 металлических мостов, 16 каменных труб, множество каменных галерей. Все строительные материалы, кроме камня и леса, приходилось завозить издалека, даже песка на месте не было. А ведь только взрывчатых веществ, необходимых для разработки скальных выемок, потребовалось свыше 300 тонн! На перевозках через озеро работало два парохода и несколько барж.


КБЖД в фотографиях А. Шарапова На КБЖД была создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура: станции и остановочные пункты, разъезды, водоподъемные здания и путевые гидравлические краны, сторожевые полуказармы и будки, жилые дома, хозяйственные павильоны. Отдельные элементы этой инфраструктуры сохранились до сих пор и сегодня восстанавливаются Восточно-Сибирской железной дорогой. Они используются как по прямому назначению, так и для экскурсий.
Местных жителей, знающих строительное и каменное дело, в этих местах почти не было, поэтому на строительстве Кругобайкальской железной дороги трудились рабочие из центральных губерний России, из Забайкалья, а также китайцы, армяне, албанцы, итальянцы. У каждого тоннеля своё название: Каторжанский, Толстый, Двойная губа, Бакланий. Самый длинный — 364 сажени (778 м.) — носит название Половинного. А есть и совсем короткий, в 15 саженей (31,6 м). Укладку замковых камней, венчавших арки тоннелей, доверяли только лучшим подрядчикам. И тем не менее при прокладке тоннелей не обходилось без аварий.
В 1905 году строительство Кругобайкальской железной дороги – «стальной пряжки», «застегнувшей» Транссибирскую магистраль на гранитном «поясе» озера завершилось. Она достраивалась и модернизировалась все пятьдесят лет, в течение которых по ней ходили поезда.
В 1956 году, после затопления советскими строителями верховьев Ангары, поезда пошли по новому участку дороги, проложенному по долине Иркута до Слюдянки. Справедливости ради надо сказать, что участок КБЖД от Иркутска до порта Байкал и дальше, до станции Култук, был выведен из эксплуатации не столько из-за Иркутской ГЭС, сколько из-за объективной опасности. От ставших обыденными аварий не спасали галереи, электрическая сигнализация и хитроумнейшие сетки-ловушки, закрывавшие семафоры в случае, если падающие со склона камни попадали в сеть и натягивали ее. Старожилы помнят, как в мае 41-го года с высоты 30 метров на 87-м километре на проходящий состав рухнул камень объемом в 15 кубометров. Он скатился в Байкал вместе с поездом и паровозом...


 Bajkal

Но с каждым годом на КБЖД все больше и больше туристов. Сюда приходят ретро-поезда «ОриентЭкспресс» и «Русь», привозя сотни немецких туристов, а туристический поезд «Кругобайкальский экспресс», который следует по маршруту Иркутск-Пассажирский – Слюдянка - Порт Байкал, за лето осуществляет перевозку по КБЖД более 8 тысяч туристов, и не только российских, но и из Южной Кореи, Японии, Европы, Америки.
Озеро Байкал влечет к себе ценителей природы. Трудно перечислить все манящие сюда соблазны. Конечно, тут чаруют поистине морская ширь и мощь водной стихии, и дивные оттенки хрустально-прозрачной воды, и хмурое горно-таежное, а местами и горно-степное обрамление. Но это, так сказать, общий фон, присутствующий на Байкале всюду. А сколько на более чем тысячекилометровой длине его побережий отдельных удивительных уголков, и каждому из них присуща своя неповторимая прелесть.
Байкал красив, могуч и в тоже время беззащитен перед промышленной деятельностью человека. Вырубки лесов, Байкальский ЦБК, удалённые стоки промышленных предприятий Улан-Удэ – вот покусители на чистоту Жемчужины РОССИИ. Ясное око Сибири, гордость нашей страны, Байкал должен оставаться незапятнанно чистым, и эта чистота нам дороже любых конъюнктурных выгод. Обратимся еще раз к Твардовскому и скажем вслед за ним:

Байкал — бесценный дар природы
Да будет вечен на Земле!

Опубликовано: 20.08.06   Просмотров: 15656
+  -  Печать 
Поделиться

Поиск: 
Случайное фото
 
Интерьер купе поезда «РОССИЯ» Москва-Владивосток
2005 год. Интерьер купе вагона 2 класса поезда «РОССИЯ» Москва-Владивосток (Interior of a compartment of the car 2 classes of a train «Russia» Moscow - Vladivostok).
 
Наша кнопка
 
 
Rambler's Top100 Яндекс найдётся всё!
Главная Купить билет Новости Фотогалерея Форум Файлы Опросы Статьи Каталог ссылок Информация Помочь проекту Карта сайта E-Mail
Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
© 2017 При использовании фото и других материалов сайта обязательна ссылка на сайт «РОССИЯ» - Главный поезд страны! www.glavpoezdrus.ru
Публичное воспроизведение разрешается только после согласования с Администратором сайта