Авторское право Все права сохранены  ©  Россия - Главный поезд страны!
Копирование и публикация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
Название статьи , Опубликовано Статьи Articles » Из дневников путешественников по РОССИИ. » Статьи Articles » Из дневников путешественников по РОССИИ. » Продолжение отчета: Поездом из Москвы во Владивосток через Южный Урал. Часть 5.
02.06.12

Россия от Иркутска до Читы

Продолжаем публикацию отчета CHS7-099 о путешествии поездом из Москвы во Владивосток через Южный Урал.

От Иркутска до Байкала, по берегу «Славного моря» - самого глубокого и загадочного озера в мире, республика Бурятия и ее столица, а там и Забайкальский край до самой Читы.

Часть 5.

Знаменитое озеро Байкал, Бурятия и Забайкальский край до Читы.

Байкал показался сразу после прохождения Верхнего Прибайкальского тоннеля, проследовав который появляются ощущения поездки в метро.

Первый взгляд на Байкал
Первый взгляд на Байкал

Спуск к Байкалу, так называемый Андриановский перевал, достаточно сложный в техническом плане, поэтому поезда здесь едут не очень быстро. Перепад высот профиля пути очень большой, появляется впечатление, будто спускаешься с зигзагообразной горки.

Ангасольская петля
Ангасольская петля.

Андриановская лента
Андриановская лента.

Байкальский серпантин
Байкальский серпантин.

Проехали Нижний Прибайкальский тоннель и оказались почти у подножия Байкала рядом с поселком Култук. Дальше проехали ст. Слюдянка-2, откуда начинается ответвление Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) - легендарной 90-километровой магистрали, построенной в начале прошлого века и являющейся признанным памятником архитектуры и истории. По насыщенности инженерными сооружениями железная дорога не имеет себе равных в стране и стоит в одном ряду с самыми сложными горными дорогами мира. Участок от станции Слюдянка-2 до станции Байкал является архитектурно-ландшафтным заповедником в составе Прибайкальского национального парка и взят под Государственную охрану. 3 раза я был на Байкале и 3 раза посещал КБЖД, 2 раза проезжал по ней на местных поездах и один раз прошел 20 км по ней пешком. Действительно, этот объект поражает своей уникальностью.

Нижний Прибайкальский тоннель
Нижний Прибайкальский тоннель.

поселок Култук
поселок Култук.

ответвление Кругобайкальской железной дороги (КБЖД)
Ответвление Кругобайкальской железной дороги (КБЖД).

у самого берега Байкала
у самого берега Байкала.

На станцию Слюдянка поезд прибыл на новую платформу, построенную несколько лет назад, которая находится вдали от самого вокзала также знаменитого своей уникальностью – единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора. Жалко конечно, что сейчас многие поезда отправляют на эту платформу, где вокруг стоят одни грузовые и смотреть там совсем не на что.
Но стоянка в 4 минуты позволила приобрести местный деликатес – Байкальский Омуль. Взял горячего и холодного копчения, обалденный вкус, никогда и нигде ничего подобного не пробовал. Правда, покупать его лучше не с поезда, а у местных жителей. В Слюдянке рыбку коптят почти в каждом доме, везде клубы дыма и невероятные ароматы. А во время стоянки около поезда собирается огромное количество торговок и с криками «Омуль» люди чуть ли не до драки между собой пытаются оказаться около тамбура в надежде продать хоть одну рыбку.

Байкальский омуль
Байкальский омуль.

Далее проехали Байкальск, а вместе с ним и печально известный Байкальский ЦБК, который тоже охраняется государством, но, к сожалению, не от загрязнения окружающей среды, а от противников загрязнения.

Байкальский ЦБК
Байкальский ЦБК.

В июле 2010 года по постановлению правительства РФ, несмотря на многочисленные протесты, комбинат был полностью запущен. В результате начали деградировать прилегающие донные территории озера. Пылегазовые выбросы негативно влияют на тайгу. По результатам проб взятых при погружении аппаратов «МИР», выяснилось, что в районе сбросов стоков ЦБК обнаружено высокое содержимое диоксинов, являющихся опасным ядом для любых живых организмов. Тем не менее, Байкал – это территория всемирного природного наследия и внесен в список ЮНЕСКО.

Озеро Байкал
Озеро Байкал.
Озеро Байкал

Весь тот путь, по которому мы проезжали Байкал, я почти простоял в коридоре, радуя свой глаз потрясающими видами из окна, изредка удаляясь в купе, удовлетворяя соблазн откушать рыбки, да и пиво тут к месту стали возить по вагонам из ресторана. После ст. Боярский у меня был обеденный сон. Проснулся перед мостом через реку Селенга. По окну стучал дождик. Снега почти нигде не осталось. Перед Улан-Удэ много дачных участков с маленькими домиками, похожими на скворечники, проехали несколько военных частей и въехали в город. Остановились на 2-ом пути станции  Улан-Удэ.

на станции  Улан-Удэ
На станции  Улан-Удэ.

Столица Бурятии встретила холодом и пронизывающим ветром, правда, дождь закончился. 2 раза был в этом городе, но ни разу не видел знаменитую огромную голову Ленина, почему-то я тогда о ней вспомнил. На платформе идет торговля полным ходом – хлеб, колбаса, рыба, что хочешь. Не стал долго прохлаждаться и вернулся в вагон. Мне казалось, что после Улан-Удэ наш вагон опустеет процентов на 50 как минимум. Думал - куда там дальше то ехать, но оказывается я сильно заблуждался. В вагон после Иркутска зашли еще пассажиры. Одна молодая особа с ребенком видимо была крайне недовольна новым пассажирам, очутившимся в ее купе, и всем видом показывала свою неприязнь. Очень долго потом она демонстративно стояла в коридоре и с кем-то обсуждала свою печаль.
Перед самым отправлением на 1-ый путь подъехал поезд «Россия», который отправился из Москвы в один день вместе с моим прицепным вагоном из Ульяновска, и который шустро обгонит нас по станции Петровский Завод.
Дальше поехали без смены локомотива. Вел нас синий ЭП1п, который, по-видимому, был вцеплен в Иркутске, хотя могу и ошибаться. Проехали станцию Тальцы, за которой виднелся аэропорт Улан-Удэ. Так интересно, аэропорт стоит посреди жилых домов, как там люди живут…
На просторах Бурятии стали появляться коровы и овцы, которые одиноко паслись без пастухов в старой прошлогодней траве. Намека на человеческую жизнь здесь практически нет, все больше дикой природы закованной горами со всех сторон.

Республика Бурятия
Республика Бурятия.

Остановились на маленькой станции Новоильинский, которая предназначена для приема только местных и электропоездов. Если бы кто-нибудь выходил на этой станции, то пришлось бы прыгать прям на щебенку.

станция Новоильинский
Станция Новоильинский.

После того как проехали станцию Кижа, начался Забайкальский край, еще суровее чем Бурятия. Стрелку часов перевел еще на час. Предстоял самый долгий часовой пояс в пути – более двух суток и самое длинное расстояние - почти 3000 км. В таком виде транспорта как поезд не ощущаешь разницу во времени в отличие от самолета. Кажется, что следующий день такой же, как и прошедший. Ложишься спать и просыпаешься в одно и то же время и никакого адаптирования.

Граница Забайкальской железной дороги
Граница Забайкальской железной дороги.

Впереди город Петровск-Забайкальский со своим заводом и каторжным прошлым.

Вокзал станции Петровский Завод
Вокзал станции Петровский Завод.

Станция Петровский Завод. Памятник Декабристам и Владимиру Ленину
Станция Петровский Завод. Памятник Декабристам и Владимиру Ленину.

У поезда на станции Петровский Завод
У поезда на станции Петровский Завод.

Печальная картина остается в голове после посещения этого города. Город с многовековой историей, основанный еще при Екатерине II и взявший свое название по огромному заводу, который строили ссыльнокаторжные. Здесь провели немало времени декабристы, затем завод сыграл неоценимую роль в Первой мировой, гражданской войне и в Великой Отечественной. В послевоенные годы завод увеличил производство чугуна и железа в десятки раз, сюда приезжал комсомол, но в 90-е годы завод стал «умирать». Сейчас он представляет собой останки рухляди.

Петровский Завод
Петровский Завод.

Петровский Завод, развалины закрытого предприятия
Петровский Завод, развалины закрытого предприятия.

Петровский Завод, руины
Петровский Завод, руины.

Поезд «Россия», обогнавший нас на этой станции, имел в составе всего 2 почтово-багажных вагона. Также, я обратил внимание, что в хвосте поезда прицеплены 2 вагона до Тумангана красно-коричневого цвета.

река Хилок
Река Хилок.

Река Хилок появилась на пути. Она будет довольно долгое время рядом с железной дорогой. В Тарбагатае увидел старый рабочий «Урал» с люлькой, детишки бегают в одежонке похожей на стиль 80-х годов. Как-то стало всё по В. Шукшину. Россия удивительная страна, из крайностей в крайность, просто на загляденье немцам. А по первому каналу нам все время говорят, что мы занимаем 1-ое место в Мире по добыче нефти и газа.

Тарбагатай
Тарбагатай.

Проехали станцию со смешным названием Хохотуй и остановились в Баде, где я с нетерпением ждал встречи с военным аэродромом. Дело в том, что в 7-ом году, когда проезжал этот поселок, я был впечатлен увиденным – на посадку заходил МИГ. Но в этот раз я даже на аэродроме не увидел ни одно летательное средство.

на станции Бада
На станции Бада.

Церковь на станции Бада
Церковь на станции Бада.

памятник военной авиации на станции Бада
Памятник военной авиации на станции Бада.

Хилок – Богом забытый край. Стоянка здесь почти 40 минут. Прогулялся по платформе, зашел на вокзал, где пахло клопами и стены были сырыми. Обратил внимание на колбасу, висящую из окна в плацкартном вагоне, вот такой своеобразный холодильник.

на станции Хилок
На станции Хилок.

Поезд тронулся, и мы поехали по тундре, другим словом и не назовешь.
река Хилок

В вагоне стала появляться своеобразная «борьба» за розетку. Их было всего две на весь вагон в коридоре, поэтому зарядить телефон или ноутбук было проблематично. Вагон был заполнен на 99%, всего одно место было свободно – это в моем купе 38-ое, где лежал мой багаж. Я говорю об этом с иронией т.к. на очень дальние расстояния нужно ехать с комфортом, либо выбирать авиацию. Говорю со всей ответственностью.

20 апреля.

Перед Читой решил не спать, хотелось дождаться той станции, на которой ни разу не был, по крайней мере, в состоянии бодрствования и трезвости. Прибытие в 3 ночи. Включил кино, достал фисташки с пивом и стал ожидать. На станции Домна встали на полчаса, поэтому в Читу прибыли с опозданием уже в час. Поезд остановился на 2-ом пути, а на 1-ом стоял 901-й багажный. Хотелось выйти, но перед вагоном стояло 3 или 4 взвода молодых военных. Ввиду опоздания выходить не рекомендовалось. В рабочем тамбуре мне разрешили открыть противоположную дверь. (Еще раз огромное спасибо проводникам! Я до сих пор виню себя за то, что не сфотографировался с ними, таких людей должна знать страна, очень добрые и отзывчивые люди.) И я «с руки» быстро сделал снимок, к сожалению не отвечающий хорошим требованиям.

вокзал станции Чита-2
Вокзал станции Чита-2.

В Чите многие вышли, а на их места сели офицеры (от летехи до капитана), новобранцев же посадили в соседний плацкарт, ну а в нашем вагоне начался процесс поднятия бокалов за Отчизну и за то, что наша армия самая сильная в мире…
По станции Чита-2 к нашему поезду еще подцепили один плацкартный вагон до Владивостока. И мы покатили дальше.

 

Продолжение следует...

 

ВНИМАНИЕ! Свои комментарии и пожелания автору CHS7-099 вы можете оставить в специально созданной теме Форума нашего сайта в разделе Путешествуем сами!: Москва-Владивосток через Южный Урал.

{full}
URL / WWW
http://glavpoezdrus.ru/index.php?dn=article&to=art&id=57